Общение без страха
Каждый поход на детскую площадку у нас превращается в нелегкое испытание. Дочка Настя (ей 4 года) ни в какую не желает играть с другими детьми.
Сначала я списывала все на застенчивость малышки. Но потом поняла, что причина намного серьезнее. Дочка испытывает настоящий страх перед своими ровесниками, поэтому всячески избегает контактов с ними. Если же общения в детском коллективе избежать не удается, демонстрирует робость, а в случае конфликтов не может за себя постоять.
Детский психотерапевт, к которому я обратилась за советом, заметила, что подобное поведение характерно для многих деток. Причин страха может быть много. Это и элементарное неумение строить отношения в коллективе, и неудачный опыт контакта со сверстниками. Зачастую сами родители провоцируют нелюдимость своего чада слишком строгим воспитанием или, наоборот, потаканием любым его капризам. И все-таки проблема разрешима. Врач рассказала, как вести себя родителям в такой ситуации, и я использовала ее рекомендации на практике.
• Чтобы развить у ребенка навыки общения, стала чаще ходить с дочкой на детские праздники, театрализованные представления. А дома мы занимались с ней рисованием, читали добрые книжки, в которых было много действующих персонажей.
• Начала чаще рассказывать Насте о том, что может происходить в коллективе и как нужно на это реагировать. Учила отстаивать свои интересы в кругу ровесников. Объясняла, как поступать, если, к примеру, хотят отобрать игрушку.
• На детской площадке демонстрировала ребенку свою поддержку. Старалась, чтобы у дочки закрепилась уверенность в том, что ее никогда не дадут в обиду.
• Постаралась предоставить широкий простор для самореализации. Начала давать небольшие задания по дому. Дочка с охотой помогала мне накрывать на стол, вытирала посуду. Все это помогало ей почувствовать свою значимость, придавало уверенность в собственных силах.
• Мы стали как можно чаще ходить в гости. Также я всячески поощряла желание Насти приглашать друзей к нам домой.
• Постоянно демонстрировала дочери свои теплые чувства. Говорила, что люблю ее такой, какая она есть.
• Хвалила малышку по любому, даже самому незначительному поводу.
• Не заостряла внимание на проблеме и не старалась насильно вовлечь ребенка в коллектив. Действовала как можно мягче и деликатнее.
Через некоторое время Настя стала гораздо охотнее идти на контакт с ребятишками. Сейчас она уже с видимым удовольствием принимает участие во всех общих забавах.
Чтобы язычок не болел
Были с пятилетним сыном в магазине. Никита упросил купить ему огромную сочную грушу.
Не успели прийти домой, как он с таким нетерпением впился в плод, что нечаянно прикусил себе язык. Тут уж, конечно, стало не до лакомства. Язычок пострадал довольно сильно: сквозь кровь я рассмотрела на нем явственные следы зубов. Надо было срочно остановить кровь и облегчить боль. Для этого я сделала следующее.
• Чтобы остановить кровь, попросила ребенка высунуть язычок и приложила к ранке на четверть часа стерильный бинт.
• Затем сын прополоскал рот прохладной кипяченой водой.
• Чтобы облегчить боль, обработала язык вокруг ранки детским гелем, который применяется для облегчения процесса прорезывания зубов у малышей.
• Для дезинфекции приготовила настой из аптечной ромашки: 1 ст. л. сухих соцветий залила 1 стаканом горячей кипяченой воды (но не крутым кипятком). Обернула емкость полотенцем. Когда настой остыл до комнатной температуры, процедила. Сын полоскал им рот после каждого приема пищи.
• Пока язычок не зажил, исключила из рациона ребенка горячую, а также слишком холодную пищу.
Через пару дней ранки благополучно затянулись, а сын стал осторожнее во время еды.